Проблемы применения законодательства о банкротстве
В соответствии с нормами Федерального закона 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 07.02.2011г.), а именно: ч.1 ст. 7 предусмотрено право конкурсного кредитора на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании Должника несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 2 указанной статьи право конкурсного кредитора на обращение с заявлением в Арбитражный суд возникает «по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств».
При этом, по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании Должника банкротом Арбитражный суд выносит одно из следующих определений: 1 о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; 2 об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; 3 об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве[1].
Целями введения наблюдения фактически являются: 1 обеспечение сохранности имущества должника; 2 выявление возможности восстановления платежеспособности Должника; 3 проведение Первого собрания кредиторов, прежде всего с целью избрания дальнейшей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В случае выявления Временным управляющим недостаточности имущества Должника и невозможности восстановления платежеспособности Должника, в отношении него вводится процедура конкурсного производства. В конечном итоге к целям конкурсного производства можно отнести: максимальное удовлетворение требований кредиторов.
В тоже время, в случае, если в отношении юридического лица принято решение о его добровольной ликвидации и Ликвидатор устанавливает недостаточность имущества Должника для покрытия требований кредиторов, то в соответствии с ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Ликвидатор Должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением Должника о признании несостоятельным (банкротом). В этом случае в отношении Должника вводится упрощенная процедура, применяемая в деле о банкротстве – конкурсное производство ликвидируемого Должника. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого Должника не применяются[2].
На практике проблема возникает когда с момента публикации о введении в отношении Должника процедуры добровольной Ликвидации, но до момента обращения Ликвидатора в Арбитражный суд с заявлением Должника один из конкурсных кредиторов обращается в Арбитражный суд с заявлением о признании Должника банкротом. При буквальном прочтении Закона, следует, что в данном случае (при обоснованности заявления конкурсного кредитора) Суд должен ввести процедуру наблюдения, итогом которой станет конкурсное производство. При этом Должник понесет дополнительные расходы в виде вознаграждения Временного управляющего, оплаты проведения анализа финансового состояния, иные расходы, что в конечном итоге отрицательно скажется на размере конкурсной массы. Увеличатся и сроки процедуры (как минимум на 6 мес.- срок, на который вводится процедура наблюдения).
Потому представляется обоснованным сразу же вводить в отношении Должника, находящегося в процедуре добровольной ликвидации, конкурсное производство по упрощенной процедуре Ликвидируемого Должника по заявлению Конкурсного кредитора.
[1] П. 3 ст. 48 Федерального закона 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
[2] П. 1 ст. 225 Федерального закона 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»